АН-24

Разработка пассажирского самолёта для местных авиалиний Ан-24 началась в ГС ОКБ-473 О.К.Антонова в соответствии с постановлением СМ СССР №1417-656 от 18 декабря 1957 года. Самолёт было решено оснастить 2 турбовинтовыми двигателями АИ-24, разработка которых велась в Запорожском КБ под руководством А.Г.Ивченко. Согласно заданию самолёт должен был перевозить пассажиров с эквивалентной нагрузкой 4000 кг на расстояние до 400 км с крейсерской скоростью 450 км/ч. При разработке использовался задел по проекту пассажирского самолёта Ан-26 (первый с таким названием). В конструкции фюзеляжа, а также хвостового оперения и гондол, впервые в отечественном самолётостроении вместо клёпки применены клеесварные соединения. Также впервые применена микроэжекторная воздушно-тепловая противообледенительная система. В январе 1958 года началось изготовление первого прототипа, которое завершилось в сентябре 1959 года. 20 октября 1959 года экипаж лётчика-испытателя Г.И.Лысенко впервые поднял его в небо. Заводские испытания продолжались до марта 1961 года. В апреле-августе 1961 года прошли Государственные испытания.
В 1960 году на заводе №473 "Труд" в Киеве была изготовлена опытная партия, а в начале 1962 года началось серийное производство. Первые самолёты поступили для опытной эксплуатации в Украинское управление ГА. В сентябре 1962 года состоялся первый технический рейс с пассажирами, а 31 октября началась эксплуатация на линии Киев-Херсон. В 1967 году самолёт экспонировался на 27 международном авиасалоне в Ле-Бурже.
Ан-24 представляет собой свободнонесущий высокоплан цельнометаллической конструкции. Фюзеляж типа полумонокок балочно-стрингерной конструкции. Сечение фюзеляжа образовано двумя дугами разного диаметра. В фюзеляже размещены кабина экипажа, пассажирский салон, буфет, туалет, гардероб и багажный отсек. Пассажирский салон отделён от других помещений перегородками. Фюзеляж герметичный. Крыло кессонное, двухлонжеронное, большого удлинения, трапецевидное в плане. Механизация крыла состоит из 2 отклоняющихся однощелевых закрылков на цетроплане, 2 выдвижных двухщелевых закрылков и разрезных элеронов на консолях. Киль снабжён форкилем. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТВД АИ-24 сер. 2 (у поздних модификаций АИ-24Т) с четырёхлопастными винтами АВ-72Т (диаметр 3,9 м) и агрегата автономного запуска ТГ-16. На Ан-24РТ вместо ТГ-16 установлен турбореактивный двигатель-ускоритель РУ19А-300. Топливо располагается в 4 мягких баках в центроплане крыла. Управление самолётом двойное, имеет оригинальную горизонтально расположенную штурвальную колонку. Пилотажно-навигационный комплекс и радиотехническое оборудование позволяют выполнять полёты в различных метеоусловиях, днём и ночью, осуществлять посадку в условиях плохой видимости.
В первые 10 лет эксплуатации Ан-24 практически вытеснил с местных авиалиний самолёты Ли-2 и Ил-14. В 1982 году на Ан-24 женскими экипажами М.Л.Попович и Г.Г.Корчугановой установлен 71 мировой рекорд. В настоящее время назначенный эксплуатационный ресурс доведён до 65000 часов. Военные модификации Ан-24 применялись во время войны в Афганистане.
Производство продолжалось до 1979 года. Всего на трёх заводах (в Киеве, Иркутске и Улан-Удэ) изготовлено 1200 самолётов различных модификаций. Копия Ан-24 выпускается в Китае (в Сиане) под обозначением Y-7. С 1964 года поставлялся на экспорт в 40 стран мира: Анголу, Афганистан, Болгарию, Венгрию, Гвинею, Гвинею-Бисау, ГДР, Индию, Йемен, Камбоджу, КНДР, Кубу, Ливан, Мали, Монголию, Объединённую Арабскую Республику, Польшу, Румынию, Сирию, Чехословакию, Югославию и др. В настоящее время в эксплуатации находится около 300 самолётов.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ФЮЗЕЛЯЖ |
Размеры кабины, м: |
|
Длина |
9,69 |
максимальная ширина |
2,78 |
максимальная высота |
1,91 |
Размеры дверей, м: |
|
пассажирской |
0,75 х 1,4 |
грузовой |
1,1 Х 1,2 |
багажной |
0,75 Х 1,41 |
Максимальное избыточное давление в кабинах экипажа и сопровождающих груз, кПа (кг/см2) |
29, (0,3) |
ХАРАКТЕРИСТИКИ МАСС САМОЛЕТА, кг |
Максимальная взлетная масса |
21 800 |
Максимальная посадочная масса |
21 800 |
Полетная масса |
14 400 |
Масса пустого самолета |
13 920 |
Максимальная масса груза |
5500 |
Максимальный запас топлива |
4790 |
ДВИГАТЕЛИ (тип, номер и мощность) |
Основные |
ТВД АИ-24, 2, турбовинтовые 2 х 1876 кВт (2 х 2550 эл.с) |
Дополнительная силовая установка |
ТРД РУ19А-300 турбореактивная |
ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (Взлетная масса 21 800 кг, СА, Н аэродрома=О) |
Крейсерская скорость, км/час |
450 |
Наивыгоднейшая высота полета, м |
6000 |
Практический потолок, м: |
|
при всех работающих двигателях |
9 000 |
с одним неработающим двигателем |
5 000 |
Длина разбега, м |
650 |
Длина пробега (при посадочной массе 20 500 кг), м |
590 |
6000 м |
15 |
8000 м |
26 |
Аэронавигационный запас топлива на 45 минут полета, кг |
680 |
Расход авиатоплива в крейсерском режиме, т/час |
0,92 |
Экипаж |
4 |
|